|
||
|
|
|
|
13-17.12/2004 еженедельное приложение к персональному сайту АртакБарсегян.народ.ру
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
ОПЕРАЦИЯ
"НА ЮЖНЫЙ КАВКАЗ"?
Руководствo рабочей
группы по сотрудничеству с партнерами Военного комитета НАТО приняло решение не
проводить свой семинар в Баку после того, как власти Азербайджана отказались
принять представителей
министерства обороны Армении.
Об этом сказал замминистра обороны Армении,
генерал-лейтенант Артур Агабекян, выступая 14 декабря в Ереване на семинаре
рабочей группы по сотрудничеству с партнерами Военного комитета НАТО, в котором
принимают участие представители 34 стран - 23 стран-участниц НАТО и 11
государств-партнеров.
Генерал Агабекян выразил
сожаление в связи с тем, что представители Азербайджана не только выступили
против приезда армянских военных в Баку, но и сами отказались от участия в
ереванском семинаре. «Мы бы с удовольствием приняли участие в семинаре Военного
комитета НАТО в столице Азербайджана», - сказал замминистра обороны Армении.
Артур Агабекян сказал, что в
ходе ереванского семинара рабочей группы по сотрудничеству с партнерами
Военного комитета НАТО основное внимание уделяется вопросам дальнейшего
развития военного сотрудничества между странами-участницами НАТО и партнерами
Североатлантического альянса в рамках программы «Партнерство ради мира».
Отношения Армении с НАТО
развиваются методом «постепенного расширения», заявил Агабекян.
По его словам, между
Арменией и НАТО, а также отдельными членами альянса существует необходимое
договорно-правовое поле, которое позволяет армянской стороне участвовать в
различных мероприятиях в рамках программы «Партнерство ради мира».
«Это позволит нам создать
совместимые с НАТО подразделения, которые смогут выполнять различные функции и
принимать участие в миротворческих операциях, или даже операциях по принуждению
к миру», - сказал генерал. Армения интенсивно работает над «Презентационным
документом» Плана индивидуального партнерства /IPAP/ c НАТО, который будет
готов в течение 2005 года, отметил в своем выступлении Артур Агабекян.
Он назвал присоединение
Армении к процессу IPAP «значительным прогрессом».
«Мы строим наши отношения в
атмосфере полного взаимодоверия и заинтересованного сотрудничества. То же самое
мы видим и со стороны наших евроатлантических партнеров, и это является самой
главной предпосылкой для стабильного развития отношений», - сказал замминистра
обороны Армении.
Артур Агабекян заявил, что
участие Армении в миротворческой операции в Косово «является непосредственным
вкладом в дело обеспечения евро-атлантической безопасности, а также -учебным
процессом, необходимым для улучшения взаимосовместимости наших сил».
Замминистра обороны отметил,
что Армения стала принимать более активное участие и в учениях под эгидой НАТО.
Если в текущем году мы приняли участие в 5 учениях, то в 2005 году намерены
участвовать в 8 маневрах, отметил Артур Агабекян.
«Азербайджан политизирует
предложения Армении о региональном оборонном сотрудничестве, выступая с
множеством предварительных условий, а порой и выдвигает ультиматумы», заявил
он.
«Такой подход противоречит
духу общеевропейской безопасности и не соответствует принципам НАТО», -
сказал Агабекян.
По словам генерала, в
последнее время Армения предприняла большие шаги по расширению отношений с системой Европейской
безопасности под эгидой НАТО, в частности, участвуя в учениях,
антитеррористических инициативах, миротворческих операциях, программах
сотрудничества.
Он приветствовал расширение
роли Армении в рамках НАТО."Мы
перешли в качественно новую плоскость в духе проводимой государственной
политики европейской интеграции, направленной на перспективное взаимное партнерство
в атмосфере полноценного доверия и заинтересованности", заявил
генерал-лейтенант.
Благоприятные предпосылки
активизации сотрудничества между Арменией и НАТО созданы в рамках Процесса
планирования и пересмотра программы НАТО "Партнерство во имя мира"(РАRP),
отметил Агабекян.
Он сообщил, что Армения в составе резерва сил Концепции оперативного потенциала(ОСС) заявила один миротворческий взвод и одно саперное отделение.
Военное
сотрудничество НАТО и Армении является «отличным», заявил председательствующий
на семинаре представитель Международного военного штаба НАТО /IMS/, бригадный генерал
Ференц Калмар /Ferenc Kalmar/.
Он сказал, что «мы высоко
ценим те усилия, что предпринимает Армения для развития наших отношений».
Генерал отметил, что что инициатива
провести семинар в Ереване, Тбилиси и Баку исходила от военных ведомств
Армении, Грузии и Азербайджана. В то же время, сказал он, в конечном итоге было
принято решение проводить семинар только в Ереване и Тбилиси, поскольку
«Азербайджан направил приглашение лишь представителям стран-участниц НАТО, в то
время как партнеры играют важную роль в деятельности нашей рабочей группы».
По словам Калмара,
неформальные семинары рабочей группы по сотрудничеству с партнерами Военного
комитета НАТО проходят раз в год и предоставляют хорошую возможность «для
мозгового штурма» и обсуждения новых возможностей развития отношений между
членами Североатлантического альянса и партнерами. n
ИНТЕРВЬЮ
''КАРАБАХСКАЯ ПРОБЛЕМА ТРЕБУЕТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА''
ОТВЕТЫ
ПОСЛА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА КАЗИМИРОВА
НА ВОПРОСЫ АРТАКА РОБЕРТОВИЧА БАРСЕГЯНА
-В последнее время в
ООН, парламентских ассамблеях Совета Европы, ОБСЕ и НАТО активизировались
обсуждения процесса урегулирования карабахской проблемы. Известно, что мандат разрешения этого противостояния
возложен на Минскую группу ОБСЕ. Учитывая данный факт, можно ли говорить
о грядущем переломе в процессе урегулирования карабахского противостояния и как Вы оцениваете проведение обсуждений вне формата
Минского процесса?
- Можно понять всеобщую
неудовлетворенность тем, что за 10 лет перемирия стороны карабахского конфликта
"умудрились" ни на шаг не продвинуться в его мирном политическом
урегулировании, что оно пока по-прежнему не просматривается. Некоторые даже
язвительно замечают, что главным достижением этих 10 с лишним лет является то,
что перемирие держится, сохраняется. В этом смысле понятно и повышение внимания
к этому застарелому конфликту.
Это, пожалуй, плюс - нужен присмотр за
конфликтом, который ещё не разрешён. Наверное, даже было бы полезно, чтобы все
международные организации, обратившие внимание на Карабах, однозначно и даже
категорично высказались за его мирное разрешение, против поползновений вновь
ринуться на поле боя: безумцев действительно надо изолировать, показать им, что
они нигде не найдут не только поддержки, но и понимания, более того, обречены
на осуждение.
А вот попытки структур, не причастных
ранее к проблематике этого конфликта, недостаточно глубоко её знающих, заняться
выписыванием рецептов урегулирования вызывают недоумение. Им бы помнить
заповедь Гиппократа: "Не навреди!" Ведь совершенно очевидно, что при
сохраняющейся полярности позиций сторон (практически взаимоисключающих
позиций), та или иная сторона
может так или иначе использовать отклонения от подходов, наработанных в структурах,
давно занимающихся Карабахом и знающих проблемы детально.
Неудачным примером может служить доклад
Дэвида Аткинсона в ПАСЕ, страдающий заметным перекосом в пользу одной из сторон
и даже фактическими ошибками. В этом конфликте была лишь одна проблема, которую
надо было решать немедленно, независимо от других - это прекращение
кровопролития. Все остальные требуют комплексного подхода, нельзя их выдернуть
из прочих и решать совершенно изолированно. Это вовсе не означает непременно
"пакетного" решения, которое было бы идеальным, но в этом конфликте,
увы, на мой взгляд, недостижимо. Но решать одну проблему вне учёта остальных, так или иначе связанных с ней,
невозможно.
.
- Считаете ли Вы необходимым возвращение за переговорный стол карабахской
стороны в лице властей Нагорно-Карабахской Республики и может ли это позитивно
сказаться на ходе процесса?
- Будапештский саммит ОБСЕ поручил сопредседателям
Минской группы провести переговоры между конфликтующими сторонами, а их три, включая
Нагорный Карабах. Это признается всеми, кроме Баку. Там с конца 1993 г. не
желают поддерживать прямые контакты с
Нагорным Карабахом, вопреки призывам тех же резолюций СБ ООН, на которые часто
и весьма опрометчиво там ссылаются. Это признание видно по резолюциям СБ ООН,
документам ОБСЕ, предложениям Сопредседателей, из практических контактов 1993
г., в разгар военных действий. Общеизвестна широкая международная практика
прямых контактов между сторонами конфликта. Можно по пальцам пересчитать в современном
мире тех деятелей, кого заклинило на нежелании использовать прямой контакт с
противостоящей стороной, если, конечно, это не террористический клан.
Кстати, прекращение огня в 1994 г. было подписано всеми тремя
сторонами (тот, кто утверждает, будто это Казимиров включил задним числом в этот текст подпись от
Нагорного Карабаха - просто лжец. Изначально на том экземпляре, который по
прямому поручению Г.Алиева подписывал тогдашний министр обороны Азербайджана
М.Мамедов, была напечатана
и должность командующего армией Нагорного Карабаха. И печаталось это в приемной
Г.Алиева). Более того, в то время в Баку звучали заявления официальных лиц прессе о том, что
Нагорный Карабах - сторона конфликта. Должен подчеркнуть, что и Г.Алиев в
беседах говорил, что Нагорный
Карабах - сторона конфликта, но не более того. И мы были целиком согласны в этом.
Зигзаги бакинской дипломатии в этом
вопросе ставят её в невыгодное положение, порождают сомнения в
её договороспособности - подобно неоднократным нарушениям договоренностей о
прекращении огня в 1992-94 гг. или пресловутым преувеличениям насчёт 20% территории и одного миллиона
беженцев, порождающим недоверие не только к пропаганде, но и к официальному
Баку. Один бакинский журналист недавно правильно писал, что это "медвежья
услуга" самим себе.
Но, отвечая на этот вопрос, должен
сказать, что полностью расхожусь и с теми, кто пытается утверждать, будто
Армения не является стороной в этом конфликте. Ясность и чёткость в этом
вопросе важнее всяких ухищрений и уловок. Те, кто прибегает к этому,
содействует подрыву доверия к Армении. Это от лукавого.
-КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ РОЛЬ НЫНЕШНЕГО СОСТАВА МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ В
ПРОЦЕССЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ, ОСОБЕННО ПОСЛЕ УХОДА ИЗ МИД РФ ВЯЧЕСЛАВА ТРУБНИКОВА,
ЗАНИМАВШЕГО ПОСТ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА И АКТИВНО УЧАСТВОВАВШЕГО В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МГ?
- Мне трудно говорить
о нынешнем составе Минской группы ОБСЕ. Что касается её Сопредседателей, знаком
с их послужными списками, а с Сопредседателем от России послом Ю.Н.Мерзляковым
и лично, причем несколько десятилетий. Нет ни малейших сомнений в том, что это
профессионалы высокого уровня, которым отнюдь неслучайно доверен этот
тяжелейший участок работы – не всем он по плечу. Назначение Вячеслава Ивановича
Трубникова послом в Индию отнюдь не означало ослабления внимания руководства
МИД России к проблематике карабахского урегулирования. Насколько мне известно,
на Смоленской площади она, как и прежде,
рассматривается без всякого преувеличения на самом высоком уровне.
-КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАЛИЧИИ СЕРЬЕЗНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ГЕОПОЛИТЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ СТРАН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИХ В МГ?
-Перспективы карабахского урегулирования в основном, решающим образом,
зависят не от посредников, а от самих сторон в конфликте. Должен сказать, что
кивки в сторону держав-сопредседателей нередко служат для сокрытия собственной
ответственности за пробуксовку урегулирования. Сопредседатели, несмотря на
вполне естественные различия в подходах, едины в трёх главных установках: 1)
конфликт должен быть решен; 2) мирным, политическим путем и 3) на компромиссной
основе. Разве этого мало для сторон? Но они пока не воспользовались этими
благоприятными условиями.
Конечно, невозможно «отучить» ни одно государство помнить о своих
законных и разумных интересах. Самое главное в другом: чтобы индивидуальные
интересы держав не ставились выше интересов самого урегулирования, потому что
они здесь ради этого урегулирования, а не для удовлетворения иных собственных
интересов под ширмой урегулирования конфликта. Такое когда-то, к сожалению,
бывало, но хотелось бы верить, что не должно быть. По-доброму завидую нынешним сопредседателям,
которые работают гораздо слаженнее, чем работалось в моё время. Но, несмотря на
сложности ситуации, нам удалось тогда вместе с тремя сторонами достичь главного
– остановить массовое пролитие крови и дать сторонам шанс для цивилизованного
решения споров.
-
Для справки: Владимир Казимиров в
1992-96 гг. руководил российскую посредническую миссию в качестве полномочного
представителяПрезидента РФ по Нагорному Карабаху.Был участником и
сопредседателем Минской группы ОБСЕ от России. n
ИНТЕРВЬЮ КАЗИМИРОВА В.Н.
В МАЕ 2003 года
ВЛАСТИ
ПРЕМЬЕР СЧИТАЕТ...
Премьер-министр Армении Андраник Маргарян заявил 13 декабря в Ереване, что основные обсуждения по проекту государственного бюджета на 2005 год проходили до его приведения в парламент в правительстве с участием как министерств, так и парламентских объединений, представляющих правящую коалицию.
Маргарян в беседе с журналистами отметил, что ежегодные бюджеты в целом следует рассматривать в рамках среднесрочной программы, рассчитанной на 3 года.Таким образом, на пленарных заседаниях лишь подытоживается ранее проведенная работа, заявил премьер. n
ПРЕМЬЕР ЖДЁТ...
Премьер-министр Армении Андраник Маргарян заявил, что власти Армении в 2005 году, как и во все предыдущие годы, начиная с 1994-го, будут ждать предложений и результатов переговоров по урегулированию карабахской проблемы.
По его словам, “естественно, мы не намерены уступать наши позиции”.n
ПРЕМЬЕР ВОЗМУЩЁН...
Премьер-министр Армении Андраник Маргарян заявил , что негативно относится к изданию книги главаря банды, осуществившей теракт в здании парламента Армении 27 октября 1999 года Наири Унаняна, приговоренного к пожизненному заключению.
“Я пытаюсь узнать кто издал и кто спонсировал
издание этой книги”,заявил премьер, добавив, что он не читал и не имеет желания прочесть книгу Унаняна. n
СЮРПРИЗ ОТ АМАЯКА
Внеочередная сессия
парламента Армении будет созвана по инициативе независимого депутата Амаяка
Ованисяна в полдень 20 декабря.
Для этого ему удалось собрать подписи 66 парламентариев, представляющих все
парламентские объединения, за исключением фракций Республиканской партии
Армении и АРФ “Дашнакцутюн”.Свою подпись поставил и спикер парламента Артур
Багдасарян.
В повестку внеочередной сессии включено три законопроекта, касающиеся
механизмов и правовых гарантий возмещения, восстановления и погашения
сберегательных вкладов граждан Армении в советских рублях.
Премьер-министр Армении, лидер РПА Андраник Маргарян 13 декабря в беседе с
журналистами высказался против инициативы Амаяка Ованисяна, добавив, что
фракция РПА не будет участвовать в этой сессии.
Благодаря инициативе
Ованисяна оппозиция приостановит бойкот пленарных заседаний парламента и вернется
в зал заседаний.Сам Амаяк Константинович был избран в нынешний состав
парламента по партийным спискам оппозиционной партии "Национального
Единения", однако вышел из состава фракции. При этом он также участвует в
бойкоте.
Как ожидается, внеочередная
сессия будет бойкотироваться "неподписантами" - фракциями РПА и АРФД.
Зато из длившегося с начала года бойкота вернутся фракции "НЕ" и
блока "Справедливость".Вот такой сюрприз от Амаяка… n
ВОЕННОЕ ДЕЛО
СТАТИСТИКА
ОТ РОССИЙСКИХ ПОГРАНИЧНИКОВ
В 2004 году на участке
Пограничного управления ФСБ РФ в Армении задержано 119 нарушителей
государственной границы, что на 30 человек больше, чем в 2003 году.
Об этом 17 декабря сообщил
журналистам начальник ПУ, генерал-лейтенант Сергей Бондарев.
Он высоко оценил результаты
опеативно-служебной деятельности управления за 2004 год.За данный период было выявлено 674 лиц с неисправными
документами, 305 из которых не были пропущены через границу, 36 нарушителя
пограничного режима, зафиксировано 29 случаев нарушений режима госграницы,
изъято 55 единиц холоднго оружия,
передано армянским таможенным органам контрабанды на сумму свыше 23 тыс.
долларов США.
Вто же время, по словам
Бондарева, в пунктах пропуска через гограницу по сравнению с 2003 годом
возросло количество как лиц, так и транспортных средств, пересекающих границу,
соответственно, в 1,7 и в 1,5 раза, составив 29тыс. и 28 тыс..Генерал-лейтенат
заявил, что особое внимание будет уделяться иранскому участку границы в связи с
ростом товарооборота, строительством газопровода и гидроэлектростанций.Он также
допустил возможность увеличения потока беженцев-армян из Ирака и Ирана, а также
курдов из Турции в случае обострения ситуации в этих странах.
Сергей Бондарев сообщил, что
на участке Гюмрийского пограничного отряда
предприняты меры для недопущения угона скота в Турцию из Армении.В 2004
году не удалось пресечь 2 таких случая.Так, построено 15,2 км заграждений из
колючей проволоки и пакетов малозаметных препятствий, восстановлено инженерных
заграждений на протяженности более 20км..
Финансирование российских
погранчников осуществляется совместно россиской и армянской сторонами и в 2004
году это соотношение составило 53 и 47% соответственно.n
МНЕНИЕ
"НЕГАТИВНАЯ
НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ РОССИИ"?
Система безопасности
СНГ не соответствует международным стандартам, а само Содружество является
исскуственной структурой, выполняющей лишь роль ликвидационной комиссии СССР.
Об этом 17 декабря заявил
руководитель Центра политологических и правовых исследований
"Согласие" Давид Шахназарян.
По его словам, поведение
России сегодня становится крайне непредсказуемой и зачастую вызывает рост
антироссийских настроений.Такая ситуация связана с откатом этой страны от
позиций сверхдержавы, отметил Шахназарян.
Он отметил, что у России в регионе
Южного Кавказа есть 4 основы своего влияния: воееное присуствие в Армении и,
отчасти, в Грузии , нелегитимность властей в Армении и Азербайджане, наличие
замороженных конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, а
также закрытость границы Турции и Армении.Давид Шахназарян назвал это
влияние,"лишенным позитивного потенциала".Он подчеркнул, что
российско-армянское военно-политическое сотрудничество "вышло за все допустимые рамки и Армения плывет в
форваторе российской внешней политики".
По его мнению, российская
армия, основанная на советской модели, сегодня менее боеспособна, о чем можно
судить по операциям в Чечне.Он призвал власти Армении перестоить вооруженные
силы страны от советской к натовской модели, на примере Грузии и Азербайджана.n